Featured Post

Чертежи T-34

Friday, February 14, 2014

Чертежи T-34


Расписывать историю создания Т-34 смысла особого не имеет, достаточно купить и  прочитать вот эту книгу. http://ipc-megalion.ru/









Можно отметить, что Т-34 сложился постепенно, путем поэтапной модернизации танка БТ. Хотя если сравнивать с современными сроками проведения опытно-конструкторских работ, все было проделано достаточно быстро. Хотя есть мнение, что если бы не купили машину Кристи, а развивали линию Т-24, было бы лучше, но это уже к любителям альтернативной истории.
К сожалению технической информации, чтобы восстановить внешние виды машин А-20, А-32 и А-34 № 1 с должным качеством не достаточно. Может быть, что-то обнаружится, хотя шансов мало.





ГРАНЕНЫЕ БАШНИ Т-34 И ИХ РАЗВИТИЕ 
Чертеж башни танка Т-34 завода № 183 выпуска начала 1942 г., на жаргоне «гайка». Данная башня разработана в ноябре 1941 г., изначально была выпущена КД на два варианта литой башни под 76 мм пушку Ф-34 и 45 мм пушку 20-К, из соображений возможной нехватки пушек Ф-34. Поскольку проблем с поставками Ф-34 не возникло, в металле вариант башни под 45 мм пушку не изготавливался. По воспоминаниям ветеранов первые корпуса башен были отлиты в Свердловске и поступили на  завод в феврале 1942 г. Первые башни отливались в земляную форму (http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st009.shtml) поэтому особым качеством они не отличались и имели отступления от КД, хотя формально все башни изготовлены по одной документации, но у каждого изготовителя они имели характерные особенности. Всего в серийном производстве было два варианта корпусов литых башен, это 34.30.474 и 34.30.474А (башня с пистолетными портами). Другими характерными отличиями первых башен были: купол бронезащиты вытяжного вентилятора на 6 окон и ранняя конструкция установки перископического прицела без бронезащиты и отсутствие обварки смотровой шели.

Из особенной конструкции не видных снаружи, можно отметить отсутствие торсиона для открытия крышки люка и не подпружиненную задвижку смотровой щели.

Если судит по фотографиям, башни устанавливались на корпусах собранных из задела деталей привезенных из Харькова или изготовленных по КД 41 г.

На данном чертежи изображена башня в строгом соответствии с КД на составные части, единственным отступлением это дополнительное изображение на чертеже пушки Ф-34 и ее бронезащиты, на мой взгляд это более информативно. Моя технология выпуска чертежей простая, сначала делаются чертежи на составные части потом делается сборочный чертеж. Поэтому комплект КД на башню достаточно большой, чертежи в целях упрощения процесса делаются в масштабе 1:1, распечатать можно в любом масштабе, но желательно не меньше 1:20, линии начинают сливаться.


Проект сварной башни


При реконструкции использовал чертежи найденные Игорем Желтовым. Сварная башня из катанных бронелистов не пошла в серийное производство скорее всего по нескольким причинам. Самые главные это:

- нехватка броневого проката;

- отсутствие нужного количества квалифицированных сварщиков;

- плохая стойкость сварных швов.

От себя при реконструкции добавил нижнюю обечайку башни (выполнил из двух деталей), остальные детали в принципе подошли, лобовой щит башни  (деталь 34.30.475) встала идеально. На мой взгляд еще просятся уголки для закрытия сварных швов, как на башне танка Т-70.

Необходимо отметить, что конструкция лобового щита заимствована от Т-34М, не исключено, что какое-то их количество до войны успели изготовить или хотя бы сделать оснастку. Да и сама «гайка» это очень сильно упрощенная башня Т-34М, хотя тут можно спорить.

 





 
В процессе серийного производства гайка обрастала деталями и изменялась ее конструкция. Необходимо отметить, что время внедрения изменений на заводах изготовителях было разное, поэтому могут встречаться разные сочетания изменений.

К первым изменениям  можно отнести уменьшение количества окон до 4 на бронезащите вентилятора и увеличения ее диаметра на 10 мм. Эти изменения произвели в два этапа сначала уменьшили количество окон, а потом увеличили диаметр (чертеж № 34.30.480(Б)). Одновременно ввели бронезащиту перископического прицела.  

Для обеспечения демонтажа топливных баков летом 1942 г. сделали съемной среднюю часть крыши и осенью 1942 начали устанавливать поручни для десанта. Точной даты введения пистолетных портов нет, но наверно это было внедрено осенью 1942 г.

Отдельная история это установка командирской башни. С этим делом как-то не получалось, несмотря на постановление ГКО 1942 г., перебрав несколько вариантов, командирскую башенку внедрили только с июня 1943 г.

Отдельно стоит командирская башенка со сварным корпусом, к сожалению, найти ее КД и вообще как-либо упоминание в имеющихся 4 различных  каталогах сборочных единиц не удалось. Но поскольку КД на все остальные детали имеются в наличии, удалось восстановить ее чертеж.  

В мае 1943 г. параллельно с введением командирской башенки, в серию был введен правый перископический наблюдательный прибор. Судя по фотографиям, оба варианта находились в серии одновременно.

На части башен из-за нехватки наблюдательных приборов  устанавливались ложные приборы, а отверстия под них закрывались заглушками. Всего имеется 3 варианта ложных приборов, на чертеже изображен один.


  



























Под литерой «С» скорее всего, подразумевается 5 ступенчатая КПП.







Кому интересно мое творчество в бумажном виде (формат А3), не даром конечно, возможен в том числе и бартер на КД танков. Чертежи можно использовать для изготовления моделей или реконструкции живых машин, можно и с нуля сделать. Пишите dwg1905@gmail.com